ТРЕНДЫ ОБРАЗОВАНИЯ НА 10 ЛЕТ В РОССИИ И В МИРЕ
Перед сферой образования в России стоят три серьезных вызова:
- – Изоляция от международного образовательного и научного сообщества;
- – Режим санкций и ожидание кризиса изменили потребности аудитории – учебные заведения должны предложить слушателям полезный продукт;
- – Остаточные последствия пандемии коронавируса.
По данным ЮНЕСКО в 2021 году:
- – в России учились более 280 тыс. иностранных студентов (75% из стран СНГ, 10% из Индии и Китая);
- – за рубежом проходили обучение 50 тыс. россиян, в т ч около 5 тыс. в международных бизнес-школах;
- – наша страна занимала 5% мирового рынка международной академической мобильности
Однако с конца февраля многие иностранные образовательные организации приостановили сотрудничество с Россией.
- – Невозможно сдать экзамены в международные университеты – языковые тесты TOEFL и IELTS, GRE для доступа к международным аспирантурам и др.
- – Сотрудничество в области онлайн-образования поставлено на паузу. Крупнейшие международные провайдеры Coursera и EdX закрыли доступ к платным курсам для России.
- – Российские бизнес-школы больше не могут получить международную аккредитацию.
- – Приостановлены совместные образовательные программы российских и иностранных вузов. (в 2021 году в России -500 программ двойных дипломов).
Каково же решение данной проблемы?
Российские вузы и бизнес-школы будут ориентироваться на новых партнеров в СНГ, Азии и на Ближнем Востоке. Развитие новой академической географии — долгая и кропотливая работа по выстраиванию доверия на уровне команд и институтов. Возглавят этот процесс ведущие российские университеты, бизнес-школы и корпоративные университеты.
Основные тренды образования 2022-23
В мире:
- – Деглобализация – усиление интеллектуального суверенитета стран и борьба с утечкой мозгов. Результатом глобальности стала растущая борьба за таланты – с 2010 по 2020 год количество международных студентов в мире выросло с 3,5 млн до 6,5 млн человек.
- – Начало формирования третьего макрорегиона образования – евразийского (Китай, Центральная Азия, Россия). Сегодня в мире сложились две образовательные системы — англосаксонская (США, Великобритания, Австралия) и европейская (Германия, Франция, Испания и пр.).
- – Переоценка возможностей онлайн-обучения. Следующий этап в развитии онлайн-образования будет связан с созданием виртуальных вселенных, которые смогут дать образовательный опыт, превосходящий обучение в реальном классе с использованием платформ интерактивного взаимодействия студентов и преподавателей, VR технологий и т д.
В России:
1.Снижение спроса на дополнительное профессиональное обучение и платные программы и, как следствие – сжатие рынка частного образования и уход части бизнес-школ и учебных центров.
2. Бизнес-образование: На первый план выходят короткие коммуникационные форматы: встречи с экспертами, обмен опытом, стратегические дискуссии, групповой коучинг, формат «мастермайнд.
Актуальные темы:
- – Новая экономическая география (где искать новых поставщиков, партнеров, альтернативные рынки сбыта),
- – Перестройка логистических цепочек, международных платежей,
- – Лидерство в кризис, разработка сценариев будущего,
- – Технологическая и цифровая устойчивость (замещение выбывших технологий, запуск наукоемких производств).
3. Школа
С 1 сентября 2022 года вводятся новые ФГОС:
– будут максимально точно сформулированы требования к предметам школьной программы, конкретизировано то, чем овладеет школьник
– упор на применении знаний на практике.
– повысится прозрачность системы образования, и любой родитель сможет понять, чему именно учат в школе их ребенка
4. Высшее образование
Переход от Болонской системы в России к некой гибридной системе обучения, где будет сочетание лучших черт образования царской России, советской и современной систем образования. 27 июня состоятся парламентские слушания, где обсудят будущую национальную систему ВО.
5. Переоценка возможностей онлайн-обучения
В России по прогнозам экспертов, рынок онлайн-курсов в 2022 г сократится на 35—40% . Но как указывалось выше, онлайн образование будет развиваться с более высокими технологиями. И России также предстоит включиться в эту гонку.
6. Обучение взрослых
В обучение вовлечено почти 50% трудоспособного населения развитых стран. В России этот показатель, менее 25% и эта ниша будет развиваться.
Что это означает для нашей отрасли?
Прежде всего, это возможность использовать новые тренды:
– реализация канцелярских товаров и продукции (демооборудование и др) для коротких коммуникационных форматов и для программ переквалификации взрослых;
– производство и поставка товаров для школьных практических проектов (упор на которые усиливается в школах);
– разработка и реализация учебников для новой системы высшего образования;
– другие возможности, которые Вы видите как профессионалы рынка.
Подготовлено по материалам HBR Russia, ТАСС, RBC.