Ру En
 
 

ТРЕНДЫ ОБРАЗОВАНИЯ НА 10 ЛЕТ В РОССИИ И В МИРЕ

Перед сферой образования в России стоят три серьезных вызова:

 

  • – Изоляция от международного образовательного и научного сообщества;
  • – Режим санкций и ожидание кризиса изменили потребности аудитории – учебные заведения должны предложить слушателям полезный продукт;
  • – Остаточные последствия пандемии коронавируса.

 

По данным ЮНЕСКО в 2021 году:

 

  •  – в России учились более 280 тыс. иностранных студентов (75% из стран СНГ, 10% из Индии и Китая);
  •  – за рубежом проходили обучение 50 тыс. россиян, в т ч около 5 тыс. в международных бизнес-школах;
  •  – наша страна занимала 5% мирового рынка международной академической мобильности

 

Однако с конца февраля многие иностранные образовательные организации приостановили сотрудничество с Россией.

  • – Невозможно сдать экзамены в международные университеты – языковые тесты TOEFL и IELTS, GRE для доступа к международным аспирантурам и др.
  • – Сотрудничество в области онлайн-образования поставлено на паузу. Крупнейшие международные провайдеры Coursera и EdX закрыли доступ к платным курсам для России.
  • – Российские бизнес-школы больше не могут получить международную аккредитацию.
  • – Приостановлены совместные образовательные программы российских и иностранных вузов. (в 2021 году в России -500 программ двойных дипломов).

 

Каково же решение данной проблемы?

 

Российские вузы и бизнес-школы будут ориентироваться на новых партнеров в СНГ, Азии и на Ближнем Востоке. Развитие новой академической географии — долгая и кропотливая работа по выстраиванию доверия на уровне команд и институтов. Возглавят этот процесс ведущие российские университеты, бизнес-школы и корпоративные университеты.

 

Основные тренды образования 2022-23

 

В мире: 

 

  • – Деглобализация – усиление интеллектуального суверенитета стран и борьба с утечкой мозгов. Результатом глобальности стала растущая борьба за таланты – с 2010 по 2020 год количество международных студентов в мире выросло с 3,5 млн до 6,5 млн человек.

 

  • – Начало формирования третьего макрорегиона образования  –  евразийского (Китай, Центральная Азия, Россия). Сегодня в мире сложились две образовательные системы — англосаксонская (США, Великобритания, Австралия) и европейская (Германия, Франция, Испания и пр.).

 

  • – Переоценка возможностей онлайн-обучения. Следующий этап в развитии онлайн-образования будет связан с созданием виртуальных вселенных, которые смогут дать образовательный опыт, превосходящий обучение в реальном классе  с использованием платформ интерактивного взаимодействия студентов и преподавателей, VR технологий и т д.
 
В России: 

 

1.Снижение спроса на дополнительное профессиональное обучение и платные программы и, как следствие – сжатие рынка частного образования и уход части бизнес-школ и учебных центров.

 

2. Бизнес-образование: На первый план выходят короткие коммуникационные форматы: встречи с экспертами, обмен опытом, стратегические дискуссии, групповой коучинг, формат «мастермайнд.

Актуальные темы:

  • – Новая экономическая география (где искать новых поставщиков, партнеров, альтернативные рынки сбыта),
  • – Перестройка логистических цепочек, международных платежей,
  • – Лидерство в кризис, разработка сценариев будущего,
  • – Технологическая и цифровая устойчивость (замещение выбывших технологий, запуск наукоемких производств).

 

3. Школа

С 1 сентября 2022 года вводятся новые ФГОС:

– будут максимально точно сформулированы требования к предметам школьной программы, конкретизировано то, чем овладеет школьник

– упор на применении знаний на практике.

– повысится прозрачность системы образования, и любой родитель сможет понять, чему именно учат в школе их ребенка

 

4. Высшее образование

Переход от Болонской системы в России к некой гибридной системе обучения, где будет сочетание лучших черт образования царской России, советской и современной  систем образования. 27 июня состоятся парламентские слушания, где обсудят будущую национальную систему ВО.

 

5. Переоценка возможностей онлайн-обучения

В России по прогнозам экспертов, рынок онлайн-курсов в 2022 г сократится на 35—40% . Но как указывалось выше, онлайн образование будет развиваться с более высокими технологиями. И России также предстоит включиться в эту гонку.

 

6. Обучение взрослых

В обучение вовлечено почти 50% трудоспособного населения развитых стран. В России этот показатель, менее 25% и эта ниша будет развиваться.

 

 

Что это означает для нашей отрасли?

 

Прежде всего, это возможность использовать новые тренды:

 

– реализация канцелярских товаров и продукции (демооборудование и др) для коротких коммуникационных форматов и для программ переквалификации взрослых;

– производство и поставка товаров для школьных практических проектов (упор на которые усиливается в школах);

– разработка и реализация учебников для новой системы высшего образования;

– другие возможности, которые Вы видите как профессионалы рынка.

 

 

Подготовлено по материалам HBR Russia, ТАСС, RBC.