Стратегия 2022/23 с Дмитрием Грибановым -заместителем директора по оптовой торговле группы компаний «Самсон»
Форум Главный Канцелярский Вопрос 2023 состоится менее чем через 3 месяца. В рамках подготовки к важнейшей отраслевой конференции мы продолжаем знакомить вас с интервью первых лиц производителей и поставщиков канцтоваров, товаров для творчества, игрушек, сувениров. Этот предварительный прогноз мы с вами проверим на Форуме ГКВ 6 февраля 2023 г.
Сегодня в программе СТРАТЕГИЯ 2022/23 – интервью Дмитрия Грибанова, заместителя директора по оптовой торговле группы компаний «Самсон»
1) Краткая общая оценка сезона 2022 по сравнению с сезоном 2021 (рост/падение в %)
Уходящий 2022 год в целом, дал бизнесу очередную почву для размышлений, сократив горизонт планирования и заставив всех работать над адаптацией бизнеса к текущим рыночным условиям каждый день. Тем не менее, все что происходило в уходящем году не повлияло на долгосрочную стратегию многих компаний.
Изменился в некоторой степени инструментарий, повысилась оперативность принятия решений, и в этом можно видеть определенный позитив, несмотря на все сложности ситуации. Все что нас заставляет искать нестандартные решения, которые помогают адаптировать свои бизнес-процессы к динамично меняющемуся рынку, является определенным катализатором, который ускоряет процесс трансформации нашей отрасли.
Для участников рынка подобные ситуации не новы, за последние несколько лет уже неоднократно мы сталкивались с ситуациями, которых не было ранее, о которых не пишут подробно в учебниках по менеджменту и маркетингу. Все шаблоны и передовой опыт отошли на второй план, стабильность компаний во многом стала еще более зависима от оперативных решений менеджмента компаний. На практике, отрасль достаточно быстро смогла адаптироваться и встать на новые рельсы, продолжив движение вперед, пусть и с небольшим замедлением.
Ухудшение динамики, начиная со второй четверти 2022 года, в большей степени связано с падением объема потребления, общими паническими настроениями многих потребителей, а также переходным этапом для многих участников отрасли под влиянием внешних факторов, таких как: изменение цепей поставок, рост стоимости кредитования с последующей стабилизацией, волатильность себестоимости продукции, проблемы с трудовым ресурсом – подобных примеров достаточно много.
Школьный сезон был достаточно смазанным, во многом потребители рассчитывали на государственную поддержку семей школьников, которой в этом году не случилось, соответственно отложенный спрос возник с опозданием, по сравнению с классическими пиками предыдущих лет, назвать школьный сезон 2022 года стабильным и предсказуемым точно нельзя.
Тем не менее, в общем, удалось добиться положительной динамики относительно показателей прошлого года, и рост оборота за сопоставимые периоды составил около 5%.
2) Коснулись ли компанию санкции, и как это может отразиться на производимом продукте? Ждать ли другого качества продукта, упаковки, повышения цен?
В той или иной степени введенные ограничения коснулись каждого- кто-то пострадал от этого больше, кто-то меньше. Для нас это вылилось в определенные сложности на определенном этапе, которые нам достаточно оперативно удалось решить. Мы никогда не имели в портфеле большого количества европейских брендов, и их доля всегда была несущественной, поэтому нам удалось без всяких проблем предложить рынку все самое необходимое в матрице собственных торговых марок.
Основная часть нашего производства размещается в странах юго-восточного региона, на сегодняшний день всё работает в штатном режиме, логистические маршруты перестроены, создано несколько направлений цепей поставок, стабильное пополнение товарных остатков обеспечено.
Конечно, нас не могут не беспокоить сложности российских производителей, которые выпускают для нас определенный ассортимент, тем не менее мы не остаемся безучастными и стараемся совместно с нашими партнерами решать все имеющиеся вопросы, работая над обеспечением производственных мощностей необходимым уровнем заказов.
По поводу упрощения и удешевления того или иного продукта, упаковки – ситуация разная, эти процессы на самом деле происходят уже давно, на моей памяти подобные тенденции были заметны начиная с 2014 года, но они заключались в том, чтобы линейки товаров серии «Бюджет» появились у большего количества дистрибуторов, что собственно и произошло. На самом деле, основным драйвером для появления низкобюджетного ассортимента, было введение в действие законов, регулирующих закупки государственных и муниципальных предприятий, а также организаций с госучастием.
За это время рынок насытился товарами эконом сегмента, продаются они в специфическом сегменте потребителей, предпосылок для полного замещения этими товарами всего имеющегося предложения я не вижу. Будет баланс, который уже в определенной степени присутствует.
Все остальные оптимизационные процессы в части сокращения расходов на упаковку или производственную себестоимость, присутствуют в любом бизнесе всегда и там, где это не влияет на реализацию стратегии конкретного продукта, все это применяется сейчас, применялось и ранее.
Прогнозировать цены сейчас дело неблагодарное, на сегодняшний день явных предпосылок для серьезного скачка цен нет, есть даже тенденция к снижению, дальше время покажет, решения будут приниматься в зависимости от развития ситуации.
3) Случилась ли смена направления продукции? Переход в другой ценовой сегмент, появление новых эконом СТМ?
Как я уже отмечал ранее, ассортимент нашей компании достаточно сбалансированный, как в части ценового предложения, так и в части категорий товаров. Мы уже достаточно давно работаем над вопросом формирования матрицы товаров повседневного спроса и эта матрица на сегодняшний день достаточно обширная. Все самое необходимое, достойного качества, с хорошим ценовым предложением уже присутствует в ассортиментном портфеле нашей компании. При этом не стоит зацикливаться на конкретных торговых марках, цена зависит не только от того какой бренд нанесен на упаковку, она многофакторна. У нас есть стратегия развития ассортимента, которая учитывает наличие внешних факторов, этой стратегии мы и будем в дальнейшем придерживаться, внося определенные корректировки, если это потребуется.
Революционных решений на сегодняшний день не требуется, достаточно планомерной работы в рамках намеченных целей.
4)Рекомендация для розницы – на что обратить внимание?
Как и в любом бизнесе, необходимо работать исходя из целей, которые каждый перед собой ставит. Конечно, все должны учитывать то, что происходит вокруг, но нельзя зацикливаться на конкретных фактах и прекращать движение вперед. Зачастую мы видим, что многие фокусируются на проблемах и стараются от них огородиться, спрятаться и не выходить из зоны комфорта, вместо того, чтобы заниматься их активным решением, бороться за своего покупателя, двигаясь дальше.
В любой ситуации, всегда необходим диалог, экономика должна преобладать над политическими решениями, необходимо продолжать учиться работать в условиях растущей конкуренции, давления электронной коммерции, роста издержек, сокращения общего уровня наценки на определенных группах сезонного товара. Более активная позиция, направленная на привлечение покупателей, интересное ассортиментное предложение, создание комфортных условий для покупателей, развитие бизнеса в направлении корпоративного обслуживания, все это дает нам возможность совместно двигаться дальше и добиваться результата в долгосрочной перспективе. Мы всегда готовы поддержать наших партнеров во всех начинаниях и активно работать над развитием их бизнеса совместно.
5) Топ 5 новинок, которые вы представите на выставке Скрепка 2023
Новинок у нас много, сложно выделить пятерку фаворитов. Если говорить о галантерее, то стоит отметить линейку новых ранцев BRAUBERG KIDS. Это компактные ранцы для начальной школы в самой популярной на российском рынке капсульной форме. Дополнительно к ранцам можно подобрать сопутствующий школьный текстиль (фартуки для труда, мешки для обуви) в едином дизайне, собрав коллекцию. Также интересна линейка пастельных рюкзаков для школьников с возможностью кастомизации элементов дизайна в виде термонашивок. Ну и, наконец, молодежные наборы из рюкзака, сумки-шоппера и пенала.
Подробнее хотелось бы остановиться на товарах для детей. Бренду ЮНЛАНДИЯ в 2023 году исполняется 5 лет, и на выставке «Скрепка» мы хотим сделать акцент на самых горячих хитах продаж, рассказать о планах развития и традиционно сделать небольшие презенты посетителям. Новинки, конечно, также будут представлены.
ТОП новинок от ЮНЛАНДИИ В 2023 году включает тактильные игрушки, пластиковые карандаши «Домики» и напольные коврики-пазлы.
Новинками порадует и BRAUBERG. На стенде группы компаний «Самсон» будут представлены гелевые ручки BRAUBERG EXTRA, шариковые автоматические ручки BRAUBERG ULTRA-RT, новинки цветных карандашей BRAUBERG, водорастворимые масляные краски BRAUBERG ART и акриловые краски BRAUBER ART для рисования в технике FLUID ART, кинетический песок BRAUBERG KIDS, аквамозаика BRAUBERG KIDS, полимерная глина BRAUBERG ART, а для художников – капиллярные ручки BRAUBERG ART.
6) Прогноз на остаток 2022 и начало 2023 – к чему готовиться.
Конец года будет достаточно сложным, и это прежде всего обусловлено сокращением покупательской способности, как в сегменте физического потребления, так и в корпоративном секторе. Это в свою очередь ужесточает конкурентную среду, заставляет паникующих участников рынка, а такие надо сказать есть, применять непопулярные демпинговые инструменты для того, чтобы устоять в этих условиях. Подобные действия паникеров, тянут за собой и остальных операторов рынка, вынуждая их реагировать, но в этом есть и свои плюсы для отдельного сегмента компаний. Двухзначных темпов роста мы в ближайшее время не увидим, рынок к этому не располагает. Определенный запас есть у большинства операторов рынка, тем не менее в перспективе ближайших двенадцати месяцев, структурирование рынка продолжится, отдельные компании, занятые в классической схеме дистрибуции продолжат терять свои позиции в оптовом сегменте рынка, рынок конечного потребления будет находиться под прессом спада покупательской способности. Сырьевой и технологический дефицит неизбежно повлечет продолжение инфляционных процессов, что в свою очередь усложнит и без того непростую ситуацию для участников рынка.
Горизонт планирования пока короткий, тем не менее, аккуратные прогнозы сделаны, посмотрим, наступит стабилизация или нет. Пока делаем ставку на стабилизацию и рост цен в пределах инфляционных цифр в начале 2023 года.
Но на что хотелось обратить внимание, наша отрасль в различных экономических условиях оказывается наиболее устойчивой к воздействию внешних факторов и настоящее время не является исключением. Уверен, мы совместными усилиями достойно справимся с имеющимися трудностями.
Форум Главный Канцелярский Вопрос – актуальная площадка для обмена актуальной информацией и практическим опытом профессионалов отрасли. Форум ГКВ 2023 состоится 6 февраля 2023 г